Крупнейший сунский философ Чэн И-чуань сказал, что человек, понявший суть данной гексаграммы, тем самым уже понял всю суть буддизма. Это буквально, – поскольку смысл гексаграммы сводится к остановке движения.

Забавно в этом смысле увидеть смысл 52 как “Остановки” между 51 (Возбуждение, Гром) и 53 (Течение, движение женщины к мужу). Ситуация 52 гексаграммы подразумевает максимальную концентрацию, найденную осознанность в отношении того, куда и зачем двигаться. А если такой цели нет, соответственно покой и неподвижность являются наилучшим решением. 

Путь к Сиддхи Неподвижности (52)

Смысл  буддийского пути, а по большому счету и любой более менее рабочей техники, которая подразумевает совершенствование духа, заключается поначалу в отсечении всего лишнего и в обретении устойчивости. 

А что может быть устойчивее чем “ГОРА” – образ этой гексаграммы? И что может быть более наполнено Покоем, чем медитация каменной статуи?

Путь к Сиддхи Неподвижности (52)
Сосредоточенность – Даршан

Такое своеобразное “выключение” из подвижной реальности отражено в образах гексаграммы: “Сосредоточишься на своей спине, не воспринимая своего тела. Проходя по двору – не заметишь своих людей”.

Сосредоточение на спине – необходимый элемент правильной медитации. Спина должна быть ровной. Всякая искривленность тела, это искривление духовного пространства внутри, о чем говорит психосоматика. И наоборот, определенная поза тела налагает свой штамп на медитацию, образуют некую форму матрицы для сознания, к примеру – асаны йоги. Такая глубокая концентрация приводит к тому, что человек “выключается” из внешнего мира, то есть “проходя, не замечает людей”…

Путь к Сиддхи Неподвижности (52)

Триграмма — Гэнь (Пребывание).  Это горный  дух, который  ограничивает и приводит вещи к  завершению.  Его свойство —  незыблемость.  Он ассоциируется с Чертогами  Бессмертных., вечным  покоем,   заключающим  в себе начало и  конец всех вещей.  Он может дать силу для осознания   пройденного  пути  и  оценки  свершений.  Его символ — гора, его действие — прекращение, остановка.  Он состоит из сильной черты, которая  «останавливает»  две  слабые  черты  внизу.  В семействе триграмм он является младшим сыном.

Аспект проявления —  Знание.  Это направление связано с  самосовершенствованием, умом, ясностью  мысли,  жизненным опытом и духовностью.  Его направление  северо-восток.


Младший сын – тот кем обычно “жертвовали”, отдавая в монахи. Таким образом, его ситуация в максимальной степени способствовала установлению в жизни “Покоя”.

*****

52 гексаграмма относитя к “чистым”, где триграмма повторяется отражая внешнее и внутреннее.

Очень резонирует со смыслом 52-й один из основных приемов даосских практик, нейгун – “стояние в столбе” . Прекращая подвижность вовне, мы начинаем движение потоков энергий внутри, расчистку каналов.

Отдельные линии гексаграммы подсказывают нам детали о необходимой практике на каждом из уровней.

1 линия. Открытие темы, ее основание. Стойкость и неподвижность не изменяющие себе приводят по факту к 22 (Красота, гармоничность) Если этому следовать Красота распространяется дальше, начиная с пальцев ног и на все тело.

Здесь может быть дано хорошее указаний для практики нейгун – сосредоточенность начинается в пальцах ног. Они как бы прорастают в землю, становятся питающими корнями. В трактате “О Внутреннем” есть фраза, “Обыкновенные люди дыша носом, а даосы дышат через стопы”.

2 линия, инь, слабая, и пройденная до конца описывает остановку, сосредоточенность ведущая к указанию на нечто “испорченное” – 18. Нечто вроде того, когда вы задумались на чем-то с поднятой ногой, перед следующим шагом. 

Текст И-Цзин говорит о сосредоточенности в икрах, и о том, что действие здесь будет не уместным (не спасешь того, за чем следуешь). Однако, вторая линия приводит в непосредственному ощущению ОПЫТА, пониманию с чем мы имеем дело – и это главное

3 линия, сильная, ян. Вот здесь  и обозначен переломный момент. Путь Силы, пройденный до конца производит разрушительный эффект (23). Текст – “Остановка в бедрах – передающих импульс от поясницы. Ужас охватывает сердце”.  Если понимание родившееся во второй линии не включается в логику и принятие “Остановки”, то путь проб и ошибок закономерно ведет  к “Остановке” внешними средствами. То есть мир останавливает человека.

Вспоминая даосскую технику “стояния в столбе”, 3 линия соответствует всякого рода исправлениям несовершенной концентрации. Другими словами – есть правильное положение. Но оно состоит из такого множества деталей позиции, – центрирования, осанки, положение ног  рук, внутренней концентрации, вплоть до положения языка, что привычка к контролю найдет себе множество объектов для слежение. И это хороший способ отключить ум, и сосредоточиться на том, что стоит ЗА ним. В этом собственно и кроется настоящая задача для третьей линии.

4 линия, дальше развивает статичность человека. Текст И-Цзин – “Сосредоточенность охватывает все тело человека”. Состояние оцепенения. Так и должно быть по логике гексаграммы – это суть. Поэтому в тексте И-Цзин “Хулы не будет”. 56 гексаграмма, которая образуется в процессе мутации, это “Странствие”, которая приводит к движению во Внешнем мире. Это глубинная философия движения, которая рождается из внутренней неподвижности. В некотором смысле это указание на качество медитации, которая “не допускает”  фантазию  во Внутреннем мире, собственной воли и активности. Во Внутреннем мире таким образом, господствует Созерцание и Неподвижность, а тело – может откликаться на вызовы во Внешнем мире.

5 линия. Здесь по логике гексаграммы располагается творческий потенциал и максимально выявляется сущность. Линия управления. Текст И-Цзин гласит – “Остановка в области шеи. Пусть в речах будет последовательность и раскаяние исчезнет”.

Любопытным может быть тот факт, что здесь некоторым образом исполняется предназначение. 52 переходит в 53-ю гексаграмму, которая воплощает ситуацию “Замужество девушки”. Гортань, шея – это область Вишудхи, творческой реализации. И здесь в тексте мы видим главное условия для творческого самовыражения “Пусть  речах будет последовательность”. То есть речь должна быть основанной на телесной осознанности, “литься как ручей”. Это должно быть естественным потоком  и не вызывать напряжения. А источник творческого потока рождается от внутреннего созерцания (2 линия)

6 линия, это позиция Наблюдателя. Здесь достигается полная остановка и покой в результате закономерного развития ситуации в 15-ю гексаграмму. Это  достижение “Скромности” или “Естественности”. И здесь мы можем понять, что на самом деле весь путь от первой линии был посвящен именно достижению естественности. И все трудности проистекали только потому, что эта “Естественность” еще не была известна. На каждом из уровней есть свой урок и условие необходимое для того чтобы прийти к этой “Естественности”.

Здесь мы можем увидеть замечательный результат некоего выравнивания своего видения, которое до сих пор могло быть искажено своими собственными предпочтениями и позами (проецируемые во внешний мир). 

Путь к Сиддхи Неподвижности (52)
Страж Эволюции
События последних лет заставили человечество внимательнее присмотреться ко всем тем концепциям, которые …
Декабрьское Затмение 2021, или риски Эпиметея
Управлять Поднебесной — все равно, что переходить вброд океан, долбить долотом реку, …
Про Юпитер, образование, культуру и Древо жизни
От чего зависит успех в образовании? Обычно астрологи говорят – хороший Меркурий. …
Карма в астрологических картах
Посмотреть «карму» в гороскопе – достаточно частый запрос, но за этим смутным …

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать + 3 =

Пролистать наверх